Евреи и пиво


«Вино – глумливо, шейхар – буен, и всякий, увлекающийся ими, неразумен», – значится в книге Мишлей (притчей царя Соломона). По свидетельству ученых-библеистов, шейхар – не что иное, как пиво, которое было в ходу у иудеев.

Сколько надо пива пить, чтобы избежать таких последствий, в книге Мишлей не сообщается. Видимо, доза сугубо индивидуальна. В то же время, как утверждает американский библеист Майкл Хоуман, сотрудник Католического университета Ксавье (штат Луизиана), иудеи – и взрослые, и дети, – несмотря на угрозу последствий, пили пиво в достаточно больших количествах. Причина – не в склонности к алкоголизму, а в том, что в голодные времена или в семьях с ограниченным достатком этот калорийный напиток нередко заменял не только хлеб, но и не всегда пригодную для питья воду. А в Вавилонском Талмуде можно найти указания на целебные свойства пива, которое рекомендуется, в частности, как лекарство от укусов змей, запоров, проказы и желтухи.

А как насчет кошерности? Современные раввины склоняются к тому, что подавляющее большинство сортов пива кошерны, однако не кошерны для кидуша, освящения праздника.

В Вавилонском Талмуде упомянута история о рабби Aмераре, который однажды как раз под Шаббат оказался в незнакомом городке. Его пригласили в гости в одну семью, подав для благословения не традиционное вино, а пиво. Рабби Aмерар отказался принять его. Год спустя, когда он вновь появился в этом городке и иудеи вновь принесли пиво, рабби задумался: «Видимо, если здешний народ предпочитает пиво, то надо полагать, что пиво и есть вино этой земли».

[wpdevart_like_box profile_id=»jeworg» connections=»show» width=»500″ height=»250″ header=»big» cover_photo=»show» locale=»en_US»]

Рабби Амерар не подозревал, что через много веков его мудрая сентенция станет названием экспозиции «Bier ist der Wein dieses Landes. Jüdische Braugeschichten», развернутой в Еврейском музее Мюнхена.

 

Сплошь еврейское пиво?

Баварцы не были первыми пивоварами в мире. Просто они оказались одними из самых продвинутых в этом плане. Вероятно, самая знаменитая пивная в мире – это мюнхенский Hofbräuhaus, а одна из самых известных марок пива – Löwenbräu.

– Для того, чтобы эти два наименования стали символами, а пиво – традиционным атрибутом Баварии и Мюнхена, постарались и евреи, – говорит Луитпольд Рупрехт Генрих, принц Баварский, нынешний владелец пивоварни KönigLudwigSchlossbrauereiKaltenberg. – В 1895 г. переехавший в Мюнхен из Франконии Йозеф Шюляйн приобрел испытывавшую финансовые трудности пивоварню. Дела у нового владельца пошли столь успешно, что вскоре его пивоварня смогла поглотить нескольких конкурентов, объединив продукцию под торговой маркой Löwenbräu. При этом Шюляйн старался не отставать от еврейского семейства барона Хирша, который еще в 1836 г. построил в Планэгг, что недалеко от Мюнхена, пивоварню Greenfield – одно из первых современных промышленных пивоваренных производств в Баварии, которое в течение века оставалось образцом для других пивоваренных заводов.

И хотя в те времена пивоварением занимались лишь немногие евреи, делали они это настолько успешно, что казалось, будто иудеи заполонили весь этот сегмент рынка. Правда, не всегда у них была возможность свободно демонстрировать свои способности. Так, Германа Шюляйна, сына основателя Löwenbräu, нацисты в 1935 г. вынудили отказаться от своей собственности. Герман эмигрировал в США, основал в Нью-Йорке пивоварню Liebman Brewery, которая также оказалась весьма успешной. Сегодня она известна, в частности, благодаря торговой марке «Рейнгольд». Несмотря ни на что, Шюляйн-младший всегда ощущал связь с Баварией, где к нему впервые пришел успех, и старался соблюдать традиции баварского пивоварения.

Собственно, главная традиция закреплена в единственном в мире Законе о чистоте пива, которому исполнилось 500 лет. Предписание об использовании при изготовлении пива исключительно четырех компонентов (хмель, солод, вода и дрожжи) оказалось очень удобным для евреев, поскольку позволяло им считать напиток кошерным. Так что они стали не только потребителями, но и производителями пива: основные плантации хмеля в Баварии создавались на еврейские средства. К примеру, в 1890 г. около 70% хмеля во Франконии выращивались на еврейские деньги. Считалось, что в баварском пивном раю это – беспроигрышный коммерческий ход.

 

Кружка – по любому поводу

Культура производства пива смыкалась с культурой его потребления: евреи ввели в оборот разнообразие сосудов, из которых пили пиво. Вот они на полках Еврейского музея в Мюнхене – пивные кружки из керамики и стекла, со стальными, оловянными и цинковыми крышками, украшенные гравировкой, росписью, рельефами. Да и продавались они в принадлежавших евреям лавках на Мариенплац.

Как только в 1869 г. в Германии была объявлена свобода торговли, сформировалось содружество творчески настроенных евреев, которые придумали новое ремесло: изготовление оригинальных пивных кружек. Появились мастерские, где в одном помещении работали художники (роспись по фарфору), в другом – ремесленники по металлу, изготавливавшие крышки и иное оформление, в третьем – гончары, формовавшие из глины кружки в виде альпийских вершин, мюнхенской Мариенкирхе, баварских замков. Евреи же создали компании, которые изготавливали на заказ специальные пивные кружки к тем или иным торжествам.

Вообще, было принято считать, что евреев и баварских пивоваров таинственным образом объединяет общий символ: «цойгл», или «цайгл», – знак гильдии пивоваров – очень похож на звезду Давида.

 

От нашего стола – вашему столу

После прихода к власти нацисты постарались избавиться от евреев в «чисто арийском производстве». Зато благодаря этому иные страны немало приобрели. Сегодня в США имя уже упоминавшегося Германа Шюляйна ассоциируется с грамотной стратегией создания бренда и первоклассной технической организацией производства. Известны его новаторские методы продвижения продукта, в том числе ежегодные выборы Мисс Рейнгольд и привлечение к рекламе таких звезд, как Луи Армстронг, Марлен Дитрих, Элла Фицджеральд.

Однако не только в США пользуются популярностью приемы еврейских новаторов в пивном деле. Под сильным влиянием еврейско-немецких традиций оказалось пивоварение в Израиле. Как это получилось, можно не только узнать, но и попробовать в Еврейском музее Мюнхена.

– Мы очень горды тем, что нам посчастливилось познакомить жителей и гостей Баварии с нашей продукцией, – говорят Маор Зельфан, Итак Гутман и Рогер Мор, владельцы иерусалимской фирмы HerzlBeer. – Мы называем этот продукт израильско-германским, потому что он объединил иерусалимские новации и традиции баварского Закона о чистоте пива. Мы – не единственные экспериментаторы в Израиле. Долгое время в нашей стране существовало всего два сорта пива: «Голдстар» и «Маккаби». Однако в последние годы в Израиле появились мини-пивоварни. В настоящее время их уже несколько десятков, и одна из них – наша. Мы прибыли в Баварию, чтобы совместно с мини-пивоварней Crew Republic, расположенной в Унтершляйсхайме под Мюнхеном, сварить для посетителей этой выставки и для участников Октоберфеста приятное на вкус пиво теплого брожения Collaboration Brew. Подается оно, как видите, в особых бокалах, специально изготовленных для этого случая.

Гордость для евреев – понятие не сиюминутное, а историческое. В этом убеждаешься, когда знакомишься с другими примерами еврейского вклада в мировое пивоварение.

Европейский аналог нью-йоркской ShmaltzBrewingCompany – единственный крупный пивоваренный завод Ottakringer, который был открыт в Вене в 1837 г. Всемирную известность, сохранившуюся и поныне, он приобрел лишь через 40 лет под управлением еврея Морица фон Куфнера. А к созданию крупнейшего датского пивного бренда Carlsberg в 1840-е гг. был причастен еврейский предприниматель Якоб Христиан Якобсен.

– Напоминанием о том, что евреям пиво – не чужой продукт, служит акция, ежегодно проводимая нью-йоркской Shmaltz Brewing Company, – рассказывает директор Еврейского музея Мюнхена Бернхард Пурин. – Эта фирма делает иудеям США оригинальный подарок: радует их в дни Хануки особым пивом. Каждый день Хануки – своим. Словно намекает: у всякого ханукального дня есть свой вкус. А если говорить о названиях сортов, то и здесь прослеживается германо-иудейский след. К примеру, выпускаемое Shmaltz Brewing Company пиво He’Brew (иврит), в котором слышится созвучное Erbraut (он варит пиво).

Как показала история, древняя и современная, евреи в пивном бизнесе преуспели во многих ипостасях. Ну разве не стоят их выдающиеся заслуги того, чтобы вместе с традиционной на Октоберфесте здравицей «Prost!» звучал и ее еврейский аналог – оптимистичное «Лехаим!»?

Пинхас ШАБЕСЗОН

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.